Главная страница. |
http://philopsy.wallst.ru/
http://philopsy.wallst.ru/students/student_vl.html страница с лекцией Заведующая кафедрой философии и психологии с курсом педагогики: профессор Ершова-Бабенко Ирина Викторовна Академик МАИ ООН. Доктор философских наук Текст лекции: Уважаемые студенты! Я рада приветствовать Вас в одном из старейших университетов нашего города и страны. Эти стены слушали выступления блестящих умов, великих ученых, прославивших и университет и нашу страну во всем мире. Сегодня торжественный день. Вы слушаете вашу первую лекцию по философии. Что есть философия? – спросите Вы. Философия – есть любовь к мудрости (от греческого “phileo” – любовь, “sophia” – мудрость), с одной стороны, и специфический вид познания – с другой. Некоторые специалисты считают, что философия – это наука. В этом случае важно иметь в виду, что наука определяется как специфический способ духовно-практического освоения действительности. Другие специалисты считают, что философия – это и есть мировоззрение. Кто ввел это слово? История утверждает, что первым был Пифагор. Философией или любомудрием он назвал свои рассуждения о смысле жизни. Пифагор жил очень давно – в VI – V вв. до н. э. в Древней Греции. Однако происхождение термина и зарождение философской мысли – это не одно и тоже. Зарождение философской мысли уходит значительно дальше в седую глубину истории человечества и цивилизации. О смысле жизни лучшие умы человечества рассуждали и 4, и 3 тысячи лет назад в Древней Индии, в Древнем Египте, в Древнем Вавилоне, в Древнем Китае. А может быть и еще раньше, но мы об этом только догадываемся. При знакомстве с философскими знаниями, мне хотелось бы, чтобы Вы ощутили всей глубиной вашей души возможность сопричастности к великой области человеческих знаний – к философии, к искусству размышлять, к истории человеческой мысли и цивилизации. Поэтому мы начнем лекцию с вопросов стратегического и философского характера. Мне хотелось бы, чтобы Вы поняли, что к обучению, к науке, а уж тем более к философии нельзя принуждать силой, приказами, как нельзя принуждать к любви. Поэтому, тот студент, который еще не осознал себя, не осознал того, для чего он переступил порог этого высшего учебного заведения, порог медицинского университета, такой студент сможет найти себя в медицине с помощью философии. Поиск себя необходим, потому что иначе, студент в лучшем случае будет всего лишь знающим известные банальности. Но тот студент, для которого занятия, прилежание и мечта стали внутренним убеждением, внутренним правилом, тот откроет для себя высший философский смысл жизни и профессии врача, тот постигнет тайны искусства врачевания через искусство мышления, философствования. Именно в этом искусстве философия и медицина с древнейших времен стали неразлучными, именно в искусстве мышления и врачевания зачастую стирается грань того, где заканчивается философия и начинается медицина, где заканчивается медицина и начинается философия. В наше время, когда в общественной и политической жизни многое запуталось, духовность подавлена, а социальные и экономические основы ослаблены, человек поставлен на грань не только телесного, но и морального выживания. Поэтому изучение Вами философии возможно сквозь призму стремления к осознанию Вами неразрывности, целостности, единства философии и медицины. Именно это позволит Вам хотя бы приблизиться к возможности жить в гармонии с собой. В последующем это позволит Вам помочь каждому конкретному человеку. Поэтому Вы с первых шагов постижения философии и знаний создавайте, формируйте себя и ищите свое место в безбрежности философского и медицинского знания, в мире, где царствуют философия и медицина, разум и духовность, наука и искусство в высшем понимании этих слов, но наряду с ними живут жестокость, неуважение, бессердечие. Тот, кто найдет свое место, тот получит духовное ощущение высокой роли Учителя рядом с Вами, представление об ученике, понимание высокой ответственности перед своей жизнью и жизнью других людей, перед семьей, перед своим народом, перед историей и, конечно, перед университетом, Вашей Alma Mater. Сейчас мне хотелось бы определенным образом рельефно определить основные позиции в новом понимании позиций философии и медицины ХХI века, в изменении системы отношений мира и человека, в переходе к отношению мир - человек, а не только человек - мир, к отношению мир - мир и человек - человек. Философия и медицина неразрывно связаны, хотя медицина относится к естественным наукам. Однако в связи с тем, что объектом интересов этой науки является сам человек и его жизнь, медицина включает гуманистические критерии. Но философия и медицина не просто связаны, т.к. медицина – это одновременно и философия, и искусство. Философия и медицина во все времена отличались гуманизмом и милосердием. Если основное внимание в философии уделяется отношениям “человек-человек”, то в искусстве врачевания это трансформируется в вопросы отношения между врачом и пациентом, врача с самим собой и пациента с самим собой, их отношения с социумом, обществом и миром, в котором они живут. Понятие мир выступает одновременно в нескольких уровнях – это мир в значении внутренний мир человека, внутренний мир личности, мир в значении социум, общество, в котором человек живет, мир в значении разум, космос, Вселенная. Все эти отношения вместе взятые принято называть мировоззрением. В современных условиях мировоззренческие представления и убеждения молодежи формируются в контексте переоценки нашего исторического прошлого, утверждения плюрализма, разнообразия мыслей, взглядов на разные вопросы социальной жизни. Чтобы не блуждать в лабиринтах новых социальных процессов, научиться ориентироваться в них, чтобы осознать смысл своего существования, человеку необходим духовный стержень, каким является философско-мировоззренческая культура. Назначение философии – искать пути гармонизации человека и окружающего мира. Современная философия является обобщенной философской мыслью человечества, которая основывается на теоретических достижениях, полученных в области каждой национальной философии. Идейной основой современной философии являются общечеловеческие приоритеты и ценности. Изучение философии становится одним из главных условий вхождения каждого молодого человека в общекультурный мировой контекст. В большинстве стран мира философия занимает значительное место в системе гуманитарных дисциплин, которые изучаются в высшей школе. Общеизвестно, что от гуманитарного образования в значительной степени зависит творческий потенциал личности. ВУЗ призван учить студента сформировать и защищать собственную точку зрения. Овладение основами философских знаний помогает будущему врачу не просто стать "узким специалистом" в соответствующей медицинской области, а стать врачом, который умеет понять себя, других людей и общество, умеет самостоятельно мыслить и действовать как в жизни, так и в профессиональной деятельности. Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии Эммануил (Иммануил) Кант (1724-1804) писал, что насколько человек умеет отвечать за свои слова и действия, настолько он должен философствовать. Будущему врачу необходимы такие ценности, как внутренняя потребность в духовной самостоятельности, независимость, критически направленное мышление и продуктивность в усвоении знания и культурных достижений. Анализу, прояснению понятия мировоззрения философы Украины уделили значительное внимание, особенно начиная с 80-х годов. Хорошо известны труды В.И. Шинкарука, В.П. Иванова, М.В. Поповича и других. Основная ошибка в толковании данного феномена, которая встречается иногда в литературе, кроется в отождествлении мировоззрения и знания. Это связано с тем, что существует связь мировоззрения со знанием. Однако связь мировоззрения со знанием не означает их тождественности: если бы это было так, то достаточно было бы проинформировать человека или социальную группу, чтобы без духовного кризиса, без внутренних мук сформировать определенное мировоззрение. Отождествление мировоззрения и знания рассматривается как просветительский взгляд, в основу которого положено представление о том, что существуют общие законы бытия, известные философии, а знание этих законов и составляет мировоззрение, т.е. есть совокупность целостных представлений о мире и месте человека в этом мире. Однако недостаточно рассматривать мировоззрение лишь как совокупность знаний о мире, точнее представить его как своеобразный синтез видов знаний и разнообразных смыслов постижения человеком мира, проекцию личностных проблем. Другими словами, мировоззрение может рассматриваться как внутренняя работа личности и самопознание, а не как высший процесс усвоения готового знания. Абсолютизация знания является областью просветительской концепции человека. С древнейших времен известно, что всезнайство уму не обучает. Приверженность к ошибочной позиции, что можно с помощью абсолютного знания извне формировать личность, привела в свое время к появлению репрессивной педагогики с ее монологичностью и императивными методами воспитания типа " не хочешь - заставим". Мировоззрение формируется наряду с формированием убеждений личности и житейскими установками, поэтому мировоззрение может возникать только там, где есть процесс работы с собой - "само", т.е. самопознание, самовоспитание, саморазвитие, самоусовершенствование, самообразование, самоограничение...(окончание см. на сайте http://philopsy.wallst.ru/students/student_vl.html ) |